Русским удалось клонировать украинскую газотурбинную установку для своего нового фрегата, пишет киевское издание Defense Express.
22 мая 2020 года на судостроительном заводе «Северная верфь» в Санкт-Петербурге был спущен на воду третий фрегат проекта 22350 «Адмирал Головко». Из-за «агрессии РФ против Украины» корпус корабля простоял на стапеле 8 лет вместо 2-х, ведь поставки украинским ГП НПКГ «Зоря-Машпроект» дизель-газотурбинных агрегатов (ДГТА) М55Р были прекращены.
При этом российские СМИ сообщили, что корабль оборудован полностью отечественным силовым агрегатом. После этого появились сомнения, что корабль вообще получил силовую установку, а с другой стороны, появились подозрения, что россияне просто скопировали украинский силовой агрегат, часть компонентов которого изготавливалась в России.
Все дело в том, что в 1993 году ГП НПКГ «Зоря-Машпроект» создало с россиянами СП - ЗАО «Турборус» (г.Рыбинск). С российской стороны в нем участвовали ОАО НПО «Сатурн» (г. Рыбинск), ФГУП НПО «Аврора» (Санкт-Петербург) и 000 «Турбокон» (Москва). СП занималось разработкой, поставкой, ремонтом и сервисным обслуживанием морских ГТД и ГТА на их основе для ВМФ России.
В 2013 году ГП НПКГ «Зоря-Машпроект» отправила в Россию два силовых агрегата М55Р для фрегатов «Адмирал Касатонов» и «Адмирал Горшков». Комплект для фрегата «Адмирал Головко», также был сделан, но его отправку отменили в связи с прекращением ВТС.
При этом российские аналоги-копии (клоны), которые называются М90ФР, пока нельзя назвать полноценно серийными. Они изготовлены в штучном количестве и не прошли испытания в корабельных условиях. Так что говорить об их надежности, а тем более высоком КПД, не приходится. Должны появиться десятки таких силовых агрегатов, которые пройдут тестирование на реальных кораблях. Но это будет еще не скоро, налаживание серийного производство маловероятно, а штучное производство будет обходиться дорого.