Хорошие новости с Дальнего Востока. В Приморском крае активно реализуется судостроительный комплекс «Звезда», который может стать настоящим локомотивом развития не только этого региона, но и всей страны. Местные жители рассчитывают на появление новых рабочих мест, улучшение инфраструктуры и повышение качества жизни. Что же такое эта дальневосточная «Звезда», и насколько оправданны возлагаемые на нее надежды?
Верфь «Звезда» - это первый в нашей стране комплекс по строительству крупнотоннажных судов, решение об учреждении которого было принято в 2015 году. Его масштабы впечатляют. Один только стапель занимает площадь в 12 гектаров. На «Звезде» установлен самый большой кран в России, он способен поднимать 1200 тонн. Всего через шесть лет заработает крупнейший сухой док в нашей стране. Все эксперты сходятся на том, что запуск суперверфи в Приморской крае на полную мощность станет поворотным моментом в истории российского судостроения.
Наглядным примерном служит Республика Корея. Всего несколько десятков лет назад эта азиатская страна была способна строить лишь небольшие рыболовецкие суденышки. Южнокорейские суда сперва собирались из импортных комплектующих, затем был пройден этап их глубокой локализации. После того, как Сеул сделал ставку на судостроение, была построена знаменитая верфь Hyundai Heavy Industries, которая потянула за собой развитие смежных отраслей экономики. Сегодня Южная Корея по праву является лидером мирового судостроения.
Инвесторы верфи «Звезда» рассчитывают пройти тем же путем.
Поначалу мы будем закупать высокотехнологичные разработки партнеров, затем локализуем их и сможем со временем занять свою нишу на судостроительном рынке.
– объясняет представитель «Роснефти».
Дело в том, что нефтяная компания является не только участником проекта, наряду с «Роснефтегазом» и «Газпромбанком», но и одним из основных заказчиков строящейся верфи. До 2035 года «Роснефть» планирует закупить у приморских судостроителей 178 судов. Компанию интересуют танкеры и газовозы, а также морская спецтехника для освоения шельфовых месторождений. Работа по импортозамещению в судостроительной отрасли началась в 2015 году, когда стало понятно, что санкционное воздействие на нашу страну будет лишь возрастать.
«Звезда» сможет одновременно спускать на воду несколько судов водоизмещением в 40 тысяч тонн. Инвесторы очень рассчитывают на использование продукции верфи при освоении Северного морского пути, который значительно короче традиционного маршрута из Азии в Европу через Суэцкий канал. Для этого необходимо будет построить корабли ледового класса, которые при наличии современного ледокольного флота дадут России неоспоримое торговое преимущество. «Роснефть» даже планирует производить ледоколы самостоятельно.
Но одними только доходами нефтяников дело не ограничится.
Вокруг верфи фактически строится новый город с современной инфраструктурой, создаются новые рабочие места. У дальневосточной молодежи, наконец, появился стимул не бежать из депрессивного региона, а активно развивать его. Помимо этого, «Звезда» станет драйвером для смежных отрасли всей российской экономики - металлургической, химической, электронной.
Все всякого сомнения, появление на Дальнем Востоке столь масштабного судостроительного проекта - это большой и реальный шаг к восстановлению экономической независимости и мощи страны.