Европейские бюрократы нанесли мощнейший удар по проекту «Северный поток-2». За поправки в газовую директиву ЕС проголосовал Совет по сельскому хозяйству и рыболовству. Ранее это уже сделал Европейский парламент. После вступления поправок в силу российский газопровод, проходящий по морскому дну Балтики, подпадет под требования норм, действующих в отношении трубопроводов, идущих непосредственно по территории Евросоюза.
Представитель Европарламента Ежи Бужек торжествующе заявил:
Это конец эры монополии на европейском газовом рынке – монополии, которая либо угрожает повышенными ценами, либо просто перекрытием крана.
Чему же он так радуется?
История ограничений в энергетическом законодательстве ЕС вкратце такова. В «тучные» двухтысячные чиновники из Брюсселя решили ограничить влияние внешних поставщиков газа на экономику Евросоюза. Было запрещено одновременно и поставлять «голубое топливо», и владеть самим газопроводом. Затем им пришло в голову, что будет неплохо заставить поставщиков конкурировать между собой, сбивая цену для европейских потребителей. Потому Брюссель ввел норму, согласно которой 50% мощности трубопровода должно резервироваться для альтернативных производителей газа.
С учетом того, что «Газпром» является одним из ведущих поставщиков энергоресурсов в страны ЕС, эти изменения коснулись прежде всего его во время реализации «Северного потока». У этого трубопровода было два ответвления. Первый, NEL, успели ввести в строй до принятия Третьего энергопакета. Второму, OPAL, повезло меньше, и он долгие годы оставался загруженным лишь наполовину. Лишь благодаря долгой и последовательной работе юристов оператору проекта удалось убедить европейские инстанции начать использовать OPAL на полную мощность. В итоге произошло «чудо»: в 2018 году через данное ответвление смогли прокачать 58 миллиардов кубометров газа при том, что его пропускная способность составляет 55 миллиардов.
Данная история может повториться и в случае с «Северным потоком-2». Германия как основной партнер «Газпрома» по проекту может «выбить» для трубопровода исключения в плане объемов загрузки. Тогда «Северный поток-2» станет основным, а украинская ГТС – вспомогательным маршрутом поставок в Европу.
Однако необходимо упомянуть и про негативный сценарий. При нем газопровод так и будет загруженным лишь наполовину, то есть, будет вспомогательным, а Незалежная останется главным транзитером российского «голубого топлива» в Европу. Киев, судя по его приготовлениям, всерьез готовится к перекрытию 1 января 2020 года вентиля и холодной зимовке, чтобы иметь возможность выкрутить руки «Газпрому» при заключении нового транзитного соглашения.
Если ему удастся это проделать, то российский монополист останется с работающим на 50% «Северным потоком-2» и необходимостью содержать за свой счет (а за чей же еще?) ветшающую украинскую ГТС.