Будущее корпорации Boeing, одной из «скреп» экономики США, оказалось под большим вопросом. Продукция американской компании продолжает уносить жизни людей. В октябре прошлого года на борту ее новейшего лайнера Boeing 737 Max 8 возле побережья Индонезии погибло 189 человек. В минувшее воскресенье, спустя менее чем через полгода, в Эфиопии разбился второй американский самолет той же модели, убив 157 человек, находившихся на борту. Как говорится: один раз – случайность, два – совпадение, а три – уже закономерность. Есть мнение, что третьей подобной авиакатастрофы флагман экономики США может уже не пережить.
Справедливости ради, надо отметить, что так называемые «детские болезни» присущи многим новым самолетам. В частности, у того же Boeing были проблемы с моделью 787 Dreamliner из-за литиевых батарей. Однако проблема была своевременно выявлена и устранена, поэтому не привела к столь массовым человеческим жертвам. На это раз все, видимо, гораздо серьезнее. На эту тему неодобрительно высказался даже президент Дональд Трамп, который известен своей протекционистской политикой в отношении национальных производителей:
Самолеты становятся слишком сложными для того, чтобы на них летать. Пилоты больше не нужны, а нужны компьютерные ученые из Массачусетского технологического института.
Стоит ли удивляться, что целый ряд стран начал отказываться от эксплуатации Boeing 737 Max 8, а другие закрывают от него свое воздушное пространство? Среди первых оказались наиболее пострадавшие Индонезия и Эфиопия, а также Китай, который предпочел не дожидаться человеческих жертв. За ними последовали Аргентина, Бразилия, Мексика, Монголия, Республика Корея, Сингапур, ЮАР. Доступ в свое воздушное пространство для американского лайнера закрыли Австрия, Германия, Великобритания, Франция, Ирландия и Италия. В ФРГ, к примеру, заявили:
Безопасность для нас является абсолютным приоритетом. Пока не будут развеяны все сомнения, воздушное пространство Германии будет закрыто для Boeing 737 Max.
Отметим, что особую позицию на этом фоне заняла Россия, чьи власти «ждут разъяснения» от корпорации Boeing. Всего у отечественных перевозчиков в наличии на данный момент два Boeing 737 Max 8, и еще девять заказаны. Сенатор Алексей Пушков считает, что России также нужно ввести запрет до выяснения, поскольку «жизни людей важнее доходов». Собственно, авиакомпания S7 в частном порядке приостановила использование самолетов данного типа.
В данном случае весьма показателен пример КНР, где таких лайнеров почти сотня. Американские самолеты стоят на земле, китайские компании выплачивают за каждый их них порядка четверти миллиона долларов лизинговых платежей в месяц, идут расходы на фонд оплаты труда и прочую инфраструктуру, что означает серьезнейшие убытки для бизнеса. Но зато опасные новинки от Boeing в КНР не падают.
Американской корпорации нанесен тяжелый репутационный удар, ее акции провалились на 12%. Если расследование подтвердит системность проблем в Boeing 737 Max 8, результат для компании будет еще плачевнее. Кроме того, ей придется нести все издержки по устранению проблем в уже проданных самолетах, а ближайший конкурент из Европы отберет огромный кусок рынка. Российский авиационный эксперт Руслан Гусаров поясняет:
Airbus уже выиграл вне зависимости от того, что будет дальше. Я уверен, что ряд покупателей, которые еще колебались между двумя концернами, уже решили отдать предпочтение Airbus.
Сами американцы бодрятся, заверяя, что причин для волнения нет, и все под контролем. А что им еще остается делать? Авиаперевозчики в США демонстративно продолжают эксплуатировать проблемную модель. Но если произойдет третья авиакатастрофа, то Boeing может реально «рухнуть».