Глава Роспотребнадзора Анна Попова в своем выступлении на тему «новых условий», выдвинутых пандемией коронавируса, в которых нам «придется очень долго жить», подняла вопрос о том «как мы будем летать» в этой самой, кардинально изменившей мир «посткоронавирусной реальности». А и вправду – как?!
Пока что каких-либо общих, единых для всех правил и нормативов в этой области не существует, однако, судя по имеющейся информации, работа над ними ведется более, чем активно. Давайте попробуем разобраться – что же может ожидать пассажиров крылатых лайнеров, когда они наконец-то снова поднимутся в небо?
Прежде, чем перейти к конкретным новациям, которые планируют ввести на своих воздушных линиях и в аэропортах рвущиеся восстановить работу, но опасающиеся возможных негативных последствий перевозчики, поговорим о том, как может измениться сам рынок гражданской авиации, сегодня находящейся буквально на грани «выживания». О том, что даже наиболее известные и уважаемые авиакомпании мира, «крылатые империи» которые казались до начала нынешнего года несокрушимыми, сейчас отчаянно ищут пути к тому, чтобы уцелеть в намертво прикованном к земле мире, мы уже рассказывали. Уж если Lufthansa буквально вопиет о помощи, при этом намекая, что готова пойти на все вплоть до частичной национализации в обмен на поддержку государства, то что уж говорить о других. Увы, сообщения о все новых и новых потерях приходят с этого «фронта» чуть ли не ежедневно. Так, недавно заявила о собственном банкротстве Avianca Holdings – авиакомпания, вторая по величине в Латинской Америке, и вторая по «старшинству» (после KLM) в мире. 101 год самолеты Avianca бороздили воздушный океан, но пандемии она не пережила. Впрочем, в компании еще надеются на господдержку от правительства Колумбии, благодаря которой ей, возможно, удастся провести реорганизацию и не закрыться окончательно. По оценкам отраслевых экспертов, разразившийся в мире кризис неминуемо приведет к тому, что большинство мелких авиаперевозчиков разорятся и либо прекратят свою работу, либо будут поглощены своими более крупными и мощными конкурентами. Особенная опасность нависает над «лоукостерами» – компаниями, привлекавшими пассажиров дешевизной собственных услуг, достигавшейся за счет максимальной загрузки «бортов» и высокой частотой выполнявшихся ими рейсов. Как раз именно два этих параметра в новых реалиях, диктуемых пандемией, станут совершенно невозможны.
Вне всяких сомнений, любая из компаний, возобновившая перевозки, будет действовать в условиях риска того, что на борту одного из ее воздушных судов окажется носитель COVID-19, и в результате самолет превратится в потенциальный очаг заражения, вполне возможно – не для одной страны. Понятно, что любой подобный инцидент, став достоянием гласности, неминуемо послужит поводом для «пожизненной дисквалификации» того авиаперевозчика, чье имя будет фигурировать в скандале. Следовательно, меры, направленные на предотвращение даже гипотетической возможности инфицирования, будут не то что предельно высокими, а буквально запредельными. Масочно-перчаточный режим, совершенно другие правила регистрации пассажиров и перевозки багажа, минимум комфорта в полете… Рассмотрим все эти моменты подробнее. Начнется все, наверняка, с того, что и без того не слишком вдохновляющая многих «предполетная» процедура превратится в сущий квест с прохождением многих препятствий и обязательных «контрольных точек». Прежде всего, о длинных и монголюдных очередях на регистрацию и сдачу багажа можно забыть. Социальное дистанцирование! Как минимум, в аэропортах появятся специальные разграничители, призванные его обеспечивать (линиями и метками на полу точно не ограничатся), стойки для общения с клиентами, оснащенные непроницаемыми барьерами и тому подобные вещи. Не исключено, что будут введены и специальные зоны для санитарной обработки путешественников – например, с помощью ультрафиолета. Вне всяких сомнений, обязательной станет проверка состояния здоровья тех, кто собирается отправиться в полет. Температурный скрининг – это как минимум. Гораздо более вероятно, что в аэропортах начнут проводить экспресс-тесны на коронавирус. Кстати говоря, авиакомпания Emirates Airline осуществляет забор крови у пассажиров перед каждым рейсом уже сейчас…
Особую актуальность приобретет «бесконтактный» метод регистрации на рейс с использованием данных биометрии. Чего проще – подошел к автоматизированной стойке, «предъявил» лицо для сканирования – и проходи. Или нет… Такими технологиями сегодня пользуются такие крупнейшие перевозчики, как British Airways, Qantas, EasyJet. К переходу исключительно на онлайн-регистрацию и платежи активно готовятся одни из ведущих «воздушных ворот» мира – британский «Хитроу», американский аэропорт имени Джона Кеннеди, сингапурский «Чанги». Никаких встречающих-провожающих на территорию аэровокзалов, скорее всего, не будут допускать вовсе – только пассажиров. Весь багаж будет сдаваться на рейс, вероятно, ими же, и при этом проходить непременную санобработку в специальных «дезинфицирующих туннелях». Кое-кто из особо рьяных сторонников тотальной безопасности предлагает в целях ее увеличения убрать из аэропортов все зоны отдыха для пассажиров и даже отказаться от эскалаторов, ограничившись лишь лестницами. Понятно, что при таком уровне сервиса и огромном количестве «милых» предполетных процедур процесс регистрации на рейс рискует затягиваться на четыре, а то и все пять часов. Да и интервалы между полетами станут больше – ведь как перед заполнением лайнера, та и после его приземления каждое воздушное судно будет подвергаться полнейшей дезинфекции. Впрочем, на этом мытарства пассажиров далеко не закончатся. Действовавшие ранее «драконовские» правила мировых авиакомпаний относительно ручной клади, допустимой к проносу в салон судна покажутся всем нам верхом демократизма – большинство экспертов по авиационной безопасности настаивают на полном ее запрете. Кое-кто (например, разрабатывающие новые правила авиаперевозок чиновники Еврокомиссии) готовы разрешить «абсолютно необходимый минимум», но не более.
«Рыба или курица»? Забудьте! Подкрепиться в полете отныне не удастся – любителям покушать стоит делать это заблаговременно и впрок. В самом лучшем случае подаваться на борту лайнеров будут запакованные герметично закуски и напитки, да и то далеко не у всех перевозчиков. Некоторые планируют отказаться от любой еды в воздухе. Логика железная: «Ты сюда зачем пришел?! Лететь? Ну, так и лети, а лопать дома будешь…» Впрочем, это еще что – в опубликованных недавно компанией Ryanair, планирующей уже с 1 июля вернуть в небо до 40% своих лайнеров, новых правилах перевозок четко прописан поход в уборную «только с разрешения бортпроводника». Очевидно, и под его конвоем… Кстати, кормить там будут – но исключительно тех, кто заплатит пластиковой картой. «Никаких наличных!» – этот принцип, скорее всего, станет отныне общим для всей гражданской авиации. Ну, и, наконец – маски. Без них теперь – никак. Судя по всему, абсолютное большинство авиакомпаний и обслуживающих перелеты аэропортов строжайше запретят нахождение без них как в терминалах, так и на борту воздушных судов. Ладно еще, на какой-нибудь местной линии, где полет длится час-другой. А вот каково будет тем, кто путешествует между континентами? В Соединенных Штатах, кстати говоря, по данному поводу уже ожидается волна пассажирских «бунтов». Исходя из этого там уже подумывают над тем, чтобы все-таки смягчить «масочный режим», насколько это возможно. Так, в American Airlines (AAL) пассажира, скорее всего, не пустят на борт с непокрытым лицом, но в салоне требование уже утратит категоричность. Представители как этой авиакомпании, так и их коллеги из американских United (UAL) и JetBlue (JBLU), признают, что бортпроводники «во избежание конфронтации с клиентами» будут «рекомендовать ношение масок», а не требовать постоянного их наличия на лице. В то же время европейские Air France и KLM уже заявили о «строгой обязательности масочного режима». Там еще и подумывают над тем, чтобы обрядить экипажи лайнеров в защитные костюмы. Стюардессы, выглядящие как космонавты! До чего мы дожили…
Особую актуальность представляет вопрос о том, в какие суммы встанет соблюдение всех перечисленных мер безопасности, а, возможно, еще и другие аналогичные нововведения, до которых могут додуматься «пытливые умы» евробюрократов. Полное переоснащение аэропортов, все еще остающаяся на повестке дня блокировка средних кресел в самолетах, автоматически снижающая на треть их вместимость, тонны антисептиков, миллионы защитных масок и перчаток… Все это неминуемо выльется в громадные затраты, которые просто не могут не сказаться на стоимости авиабилетов! Компании-перевозчики и так балансирующие на грани банкротства, либо технически эту грань уже перешедшие, в убыток работать просто не смогут. Да, на начальном периоде серьезным «подспорьем» для гражданской авиации, по мнению экспертов станут опустившиеся ниже всех мыслимых пределов цены на нефть, и, как следствие – удешевление топлива для самолетов. Однако, не век же этому длиться, да и чуть ли не «дармовая» нефть не означает автоматически настолько же малой стоимости полученного из нее горючего. Скорее всего, на первоначальном этапе возобновления перелетов, когда главной целью будет переломить страх потенциальных пассажиров перед таким способом путешествия, стоимость билетов и вправду будет низкой. Та же Ryanair, насколько известно, грозилась принимать на борт первых смельчаков за символическую плату от 99 центов… Однако, в конечном итоге, как полагают аналитики авиационной отрасли, ее ожидает подорожание стоимости услуг – вплоть до двукратного уровня.
Впрочем, все это пока что только прогнозы. Абсолютное большинство гражданского воздушного флота всех стран продолжает находиться в вызванном пандемией вынужденном простое. Нам остается лишь надеяться на то, что этот кошмар скорее закончится и мы снова сможем услышать долгожданное «Пристегните ремни!», чтобы взмыть в пока что закрытое для нас небо. Ну, а с новыми правилами, запретами и ограничениями уж как-то придется свыкнуться…